Начальник Управления по работе с абитуриентами РТУ МИРЭА Вера Рогова рассказала, как с помощью современных технологий удалось максимально имитировать в режиме онлайн очные занятия школьников в лабораториях университета.
На базе РТУ МИРЭА в августе 2019 года при поддержке Правительства Москвы был открыт Детский технопарк «Альтаир». Здесь более 1000 школьников учатся по направлениям «Информационные технологии», «Химические и биомедицинские технологии» и «Радиоэлектроника».
Когда наступила непростая эпидемиологическая ситуация и вузы были вынуждены прервать очные занятия, мы задумались о том, как дать школьникам возможность продолжить их обучение на базе технопарка. Ведь многие уже проделали большую работу: начали углублённо изучать интересующие их направления, запустили собственные исследования, придумали проекты и даже приступили к первым шагам в их реализации.
Было совершенно очевидно, что образовательный процесс будет продолжен в дистанционном формате. Но мы столкнулись с большой проблемой: многим школьникам для завершения обучения необходимо проходить обучение в лабораториях технопарка, использовать их оснащение и оборудование, проводить химические опыты, изучать программные продукты и т.д. Как в режиме онлайн, с помощью дистанционных образовательных технологий воспроизвести, имитировать реальную лабораторную деятельность? И возможно ли это?
В этой ситуации мы обратились за помощью к нашему партнёру — Mail.Ru Group. Буквально за два дня мы перенесли процесс обучения по программам Детского технопарка «Альтаир» в дистанционный режим на площадке во ВКонтакте, которая, кстати, подготовила рекомендации по использованию сети для ДО.
Алгоритм запуска обучения был следующий.
1. На первом этапе централизованно создавались закрытые группы по отдельным программам с административным доступом не только для преподавателей, но и для руководства вуза.
2. Далее для всех преподавателей были разработаны текстовые и видеоинструкции по работе с платформой, а также проведено их обучение в дистанционном формате с круглосуточной поддержкой как со стороны компании, так и специалистов РТУ МИРЭА.
3. После этого каждый преподаватель подготовил и разместил в группах материалы для самоподготовки, домашние задания и материалы прошедших занятий.
4. Все обучающиеся были централизованно посредством sms-рассылки приглашены в закрытые группы, где каждый преподаватель мог проконтролировать, что все ребята вовлечены в процесс дистанционного обучения..
5. Были созданы групповые чаты с преподавателем, где все обучающиеся могут задавать вопросы по изучаемой дисциплине.
6. По итогам обучения будет проводиться промежуточная аттестация с использованием встроенных инструментов ВКонтакте.
Но оставалась самая важная проблема — как воспроизвести формат очных занятий в лабораториях в режиме онлайн. С этой задачей мы также успешно справились благодаря возможности организовать прямые трансляции из лабораторий с комментариями преподавателя и обратной связью.
Сейчас в режиме онлайн проводятся следующие виды занятий:
• Лекции с трансляцией презентационных материалов или семинарские занятия с доской, когда преподаватель разбирает задания и отвечает на вопросы по ходу.
• Проведение практикумов с использованием программных продуктов с демонстрацией того, что происходит на компьютере преподавателя и его комментариями (в большей степени используется для программы в области информационных технологий и радиоэлектроники)
• Видео с экспериментальной частью в лаборатории, которое демонстрируется учащимся в режиме онлайн, с комментариями преподавателя (в основном используется для программ в области химии).
• Демонстрация практической работы преподавателя в лаборатории в режиме он-лайн (крайне актуально для творческих программ, где в прямом эфире преподаватель показывает, например, основы академического рисунка и параллельно отвечает на вопросы аудитории, демонстрирует примеры реализации того или иного решения).
При использовании любых форматов преподаватель взаимодействует с аудиторией: отвечает на вопросы, которые обучающиеся могут задать в комментариях по ходу занятия, и дает им мини-задания, результаты которого они также в режиме реального времени могут загружать в группу.
Таким образом нам удалось максимально воссоздать очный формат работы, достаточно быстро оценить эффективность и качество преподавания, а также оперативно получить обратную связь от учащихся.
- Школьникам обеспечен непрерывный образовательный процесс и возможность продолжить работу над ранее начатыми проектами.
- Адаптация платформы для учебных целей прошла в кратчайшие сроки с минимальными сложностями для университета
- Школьники легко вошли в процесс обучения, так как 90 процентов из них зарегистрированы во ВКонтакте и хорошо знают функционал этой социальной сети.
- В полной мере используется функционал площадки, такой как закрытые группы, где выкладываются и хранятся все материалы по курсу, групповые чаты с преподавателем, прямые трансляции для проведения занятий по расписанию.
- Достигнута главная цель дистанционного формата обучения — обучающиеся взаимодействуют с преподавателем в процессе занятий и имеют дистанционный доступ в лаборатории университета.
- Простой и удобный инструмент контроля качества работы преподавателей со школьниками – в любой есть возможность посмотреть видеозапись проведенных занятий, а также прочитать комментарии обучающихся.
- Университет снял частично нагрузку с ресурсов Университета в части запуска прямых трансляций, хранения видеолекций, проведения оценочных мероприятий и так далее.
- Пилотный проект положил начало тому, что РТУ МИРЭА перевёл в дистанционный формат другие программы для школьников: Дни открытых дверей, лекции и мастер-классы, курсы подготовки к ЕГЭ и другие.
На текущий момент на базе ВКонтакте РТУ МИРЭА полноценно обучает около 2000 школьников.