Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Как удерживать внимание школьников от начала и до конца урока

Как удерживать внимание школьников от начала и до конца урока

31 октября, 09:37

#Подборки #Читателям

31 октября, 09:37

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Евгений Меркулов

Шеф-редактор Педсовета

Младшие школьники могут не отвлекаясь сосредоточится на одном занятии 10–15 минут. Подростки — уже 40-50 минут. Но если занятие скучное, то детям сложно уделить ему и пять минут сконцентрированного внимания. Чтобы ученики не витали в облаках и самому учителю было интересно на уроке собрали пять способов его разнообразить: от рисования до методического конструктора.

Скетчноутинг и Друдлинг

Если детям скучно на уроке, они нередко отвлекаются на то, чтобы порисовать: на полях тетрадей, листочках, на парте и в учебнике. Вместо того, чтобы порицать их за это занятие, учитель может обратить его в свою пользу: 

  • научить детей превращать конспекты в рисунки (скетчноутинг);
  • привлекать их внимание визуальными загадками (друдлинг).

Скетчноутинг

Скетчноутинг (англ. «sketch» — набросок + «note» — заметка) — это способ конспектировать информацию, сочетая текст и графические элементы:

  • символы;
  • схемы;
  • рисунки.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Преимущество такого метода в том, что, рисуя, человек запоминает информацию дважды. Первый раз, когда ее слышит и осознает, а второй, когда фиксирует в виде визуального образа. Рисунок становится мнемоническим якорем, который емко «упаковывает» информацию и раскрывает ее при повторном обращении. А еще скетчноутинг не дает отвлекаться!

То, что рисование помогает в учебе, подтверждают исследования. Например, в 2016 году иранские ученые провели эксперимент в одной из школ. Ученицам 12-13 лет разрешили, если им захочется, свободно рисовать во время десяти лекций. После первого занятия исследователи собрали 27 школьниц, которые делали зарисовки, в экспериментальную группу, и еще 27 не рисовавших — в контрольную группу. То, как они усваивают материал, проверяли на каждом уроке с помощью тестов. Результаты показали, что ученицы, которые рисовали, запоминали материал лучше.

Переход на скетчноутинг — это эксперимент, который требует тренировки: 

  • найти свой темп;
  • собрать личную «библиотеку» частых образов и символов;
  • научится визуальному повествованию.

А еще — позволить себе раскрепоститься и не стесняться своих рисунков. Но эксперимент стоит своего времени, ведь рисование помогает ученикам с интересом поддерживать концентрацию и проявлять себя творчески.

Друдлинг

Друдл — это маленькая минималистичная картинка в квадратной рамке. У нее нет однозначной интерпретации, и ее задача — подтолкнуть человека к тому, чтобы он сам придумал для нее смысл. В классе друдлы можно использовать двояко:

  • как айсбрейкер в начале урока, чтобы настроить детей на учебу. В картинке можно закодировать что-то связанное с темой урока. Нарисовать друдл можно на доске или создать в онлайн-генераторе и вывести на проектор или интерактивную доску.
  • как элемент скетчноутинга. Вместе с детьми можно придумать друдлы, которые будут означать понятия, темы, определения, которые часто встречаются на занятиях. Маленькая картинка станет универсальным значком, которым дети будут пользоваться, когда ведут конспект.

Сторителлинг

Если на уроках ученики скучают, то читать комиксы, смотреть фильмы или играть в игры у них получается не отвлекаясь. И дело не только в том, что это развлекательный контент. А в том, что он устроен так, что на протяжении долгого времени удерживает внимание поворотами сюжета и целостной историей. Этот принцип сторителлинга учитель тоже может взять на вооружение.

Сторителлинг — это «упаковка» информации в историю. Но не просто так, а с определенной целью. Например, чтобы заинтересовать учеников новой темой или закрепить пройденное. И выбор проблемы, сюжета и героев будет зависеть от этой цели. А еще — от аудитории и ее интересов.

В университете Северной Каролины в Пемброке провели исследование: студентам дали теорию к занятию в двух разных форматах — глава из учебника и история. В последней было много примеров из реальной жизни, аналогий и метафор. Герои истории попадали в ситуации, которые объясняли, как на практике работает теория. Сначала студенты читали первый вариант и проходили тест. Потом — историю, и проходили тест повторно. Исследование показало, что после прочтения истории результаты улучшились на 17 процентов.

Истории могут быть большими и растягиваться на один или несколько уроков. А могут быть маленькими и эпизодически встраиваться в определенную часть занятия. Но структурно каждая история неизменно состоит из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

Большинство историй можно представить в виде одного из четырех сюжетов

  1. победа над чудовищем: проблема — это враг, которого побеждает герой;
  2. история успеха: герой попадает в новые условия и преображается;
  3. эффект бабочки: в поисках правильного решения герой возвращается к исходной точке;
  4. квест: герой достигает своей цели, решая мелкие задачки.

И главное, ученикам не обязательно быть пассивными слушателями. Они могут развивать историю в рамках, которые задает преподаватель или инсценировать ее.

CRAFT/ed и конструктор опыта

CRAFT/ed

Если ученики скучают и отвлекаются на занятии, скорее всего оно проходит однообразно, и это не впервые. Чтобы вернуть их внимание и не отпускать его впредь, стоит поменять привычное течение уроков: 

  • перераспределить роли в классе;
  • изменить привычный контекст;
  • добавить в задания креатив.

Сделать это помогает методология CRAFT/ed. Это наша, российская разработка. В школе инноваций и креативного мышления ИКРА ее придумали, чтобы быстро находить способы решать методические задачи. 

Методология в четырех шагах:

  1. Четко формулируем, какую задачу нужно решить. Не абстрактно — «дети отвлекаются на моих уроках», а конкретно — «ученикам не интересно на моих занятиях, потому что…»

Если добиться точности формулировки не получается, стоит проанализировать:

  • ролевую модель — как строятся отношения между учениками и учителем;
  • барьеры — что мешает детям быть вовлеченными;
  • мотивы учеников — их внутренние стимулы и то, как с ними соотносится учебная программа;
  • навыки учеников — какие им нужны и какие стоит развивать на занятиях.

Это поможет точнее понять, к чему учитель стремится, что ему мешает и как исправить ситуацию.

  1. Ищем «фреймы» — ситуации вне контекста нашей задачи, где эта проблема уже решена.Чтобы не тратить время, можно найти фреймы, ориентируясь на основные категории:
  • социум
  • природа 
  • ритуалы и обычаи
  • исторические события
  • профессиональная сфера
  • художественный мир

Например, вам нужно, чтобы на уроке ученики презентовали свои идеи и успешно их защитили. В какой ситуации кто-то выступает и отвечает на вопросы? Ориентируйтесь на категории при поиске подходящего фрейма. Это может быть выступление в суде, где нужно захватить внимание присяжных и убедить их в своей точке зрения (социальная категория). Или можно взять ситуацию из книги «Хоббит», где герою нужно заговорить троллей, чтобы они не заметили, как взойдет солнце (художественная).

  1. Следующий шаг — выделите из подходящих фреймов инструменты, которые помогут решить вашу задачу. Это могут быть действия, изменения ролей, предметы.
  2. Дальше можете провести аналогию для ролей, форм отношений и элементов контекста между вашей изначальной ситуацией, в которой есть проблема, и найденным фреймом, где есть решение. 

Например, ученик (адвокат) может презентовать идею и отвечать на вопросы представителя из другой команды (прокурора), а после другие участники все вместе оценивают выступление (суд присяжных). 

  1. Последний этап — рефлексия. Здесь нужно оценить, насколько придуманное решение  соответствуют образовательным задачам и реальным возможностям.

Это сжатое описание технологии, ее полный вариант, 20 готовых креативных методик и фреймворки-шаблоны — в одноименной книге CRAFT/ed

Школьный конструктор опыта

Методологи и методисты школы ИКРА придумали для учителей еще один инструмент, который помогает проводить нескучные уроки — Школьный конструктор опыта.

Это набор из 90 карточек-методик, с помощью которых можно проектировать занятия для разных:

  • типов урока (изложение и закрепление нового материала, практическая и проектная работа и т. д.) 
  • возрастов учеников (с 1 по 11 класс)
  • навыков (креативное мышление, критическое, кооперация, коммуникация и т.д)

Карточки предлагают необычные задания для разных частей урока: введение, основное содержание, подведение итогов. Их комбинацию можно заранее подобрать при подготовке. Кроме того, есть специальные функциональные карточки, которые помогут познакомить учеников друг с другом, разделить их на команды, провести рефлексию.

К этому набору есть отдельный шаблон сценария для проектирования урока. В нем можно удобно спланировать занятие и заранее прописать:

  • тему и цель урока;
  • характеристику учеников и их количество;
  • методики-карточки, которые будем использовать;
  • вспомогательные материалы;
  • продолжительность каждого этапа урока.

Шаблон поможет сохранить наработки на будущее или быстро поделиться ими с коллегами.

Методики Школьного конструктора опыта учитывают:

  • стандарты ФГОС: адаптированы под этапы урока;
  • разделены на личностные, предметные, метапредметные согласно результатам использования методик;
  • время концентрации внимания учеников: активности занимают до 20 минут, на уроке можно применить несколько методик.

А еще методики помогают связать школьные знания с навыками, которые пригодятся ученикам в будущем: работа в команде, презентация своих идей и оценка чужих, самостоятельный поиск информации. 


Материалы по теме: 


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться