В эти дни все образование страны неожиданно для оказалось переведено на рельсы дистанционных образовательных технологий. Неожиданно здесь не совсем подходящее слово, потому что попытки наладить дистанционное образование начались еще в конце 1990-х годов, более 20 лет назад. Но все это время эти попытки не выходили за рамки очень ограниченной практики, которой занимались энтузиасты. Неожиданно в смысле, мы оказались совершенно к этому не готовы.
А еще под развитие дистанционного образования систематически выделялись достаточно большие деньги, гранты, кредиты МВФ и Всемирного банка. Разрабатывались платформы, создавался контент, ресурсы, уроки… Но все это ушло в песок и ничем не закончилось. Гранты проелись, кредиты пришлось возвращать всей страной и забыть.
А вот теперь нужно учить дистанционно, хочешь, не хочешь. Впрочем, есть опасение, что, как только карантин снимут, и детей снова удастся загнать в школы (но неизвестно, удастся ли?), все наработки по дистанционому обучению снова можно будет выбросить в мусор и забыть. Обидно, но я лично «убил» на попытки внедрения дистанционного обучения 20 лет, пока работал в педагогическом университете, и все это оказалось никому не нужно.
Но некоторый опыт остался, что позволило нам, небольшой частной школе Монтессори, развернуть дистанционное обучение буквально в течение трех дней.
Итак, немного о разновидностях дистанционного обучения. Все его практики делятся на два вида: асинхронное и синхронное. Иногда используются термины on-line и off-line, но эти термины некорректны. Они относятся больше к технической стороне подключения пользователя к интернету. On-line это когда подключение по выделенному каналу со статическим IP. А off-line — это временные подключения для обмена данными, зачастую по модемным линиям, динамические адреса и т. д. Так что синхронное и асинхронное.
Начнем с самого простого, с асинхронного. В его основе — самостоятельная работа учащихся над учебными ресурсами, выполнение заданий с последующей отсылкой работ педагогу. Технически для реализации этой модели обучения достаточно электронной почты. Учитель посылает учащимся документ, содержащий некоторую текстовую выжимку (обзор, дайджест) по изучаемой теме предмета, ссылки на внешние ресурсы, которые могут быть как текстовыми, так и видео- и аудио-. К асинхронному режиму следует отнести и разные варианты вещания, в том числе телевизионное, основанное на заранее подготовленном и записанном видеоконтенте, когда не предполагается, что учащиеся выполняют учебную работу одновременно с изображением на экране.
Педагогам, не имеющим опыта в дистанционном образовании, нужно начинать именно с такого, асинхронного варианта. Главное при этом — создать практику регулярной рассылки этого текстового документа и сбора выполненных заданий, «обратной связи». При этом нужно добиваться полной ясности заданий, выполнения которых вы ожидаете от обучаемых. В каждый момент времени «дистанционный» школьник или студент должен понимать, что он делает, что от него требуется. К заданиям должен прилагаться выполненный демонстрационный пример с записью ответов, результата и т. д.
Для реализации модели асинхронного обучения используется не только электронная почта, но и многочисленные платформы LMS (Learning management system — система управления обучением). Пример такой платформы — бесплатная оболочка MOODLE, которую используют многие школы и университеты, но только в России, но и в других странах. Помимо традиционного обмена файлами такие оболочки обеспечивают использование тестов для оценки знаний, а также некоторые элементы «синхрона» — типа текстового чата. С помощью тестов можно обеспечить довольно качественную аттестацию, что показывает опыт Петербургской частной школа ЦОДИВ, успешно работающей на основе этой модели много лет. Нужно иметь в виду, что составление качественных предметных тестов является довольно затратной, трудоемкой процедурой.
Все эти средства вели в конечной итоге к моделированию так называемого «виртуального класса», т. е. такого воображаемого класса обучаемых, которые бы общались друг с другом и работали бы над заданиями коллективно, как в настоящем классе, но лишь пользуясь интернетом как средой общения.
Это целая наука, составление текстовых «уроков» или целого «курса» — сценария обучения. Он пишется в несколько проходов, в которых расписываются детали такого текста с особыми требованиями к языку, стилю в котором он написан. Абсолютно не годится как устный стиль, с которым учителя ведут обычное изложение предметных знаний, так и книжный стиль, используемый в учебниках. Вообще говоря, книжный стиль текстов учебников это такая вещь, из-за чего одного их стоит немедленно отправить в мусор. Даже несмотря на гриф «Допущено» или «Рекомендовано» в соответствии со ФГОС.
Стиль текстового сценария обучения для серьезной обучающей системы на основе той или иной LMS должен быть простым, точным и понятным. Порции информации необходимо разбивать на кадры по не более, чем 255 знаков в расчете на просмотр-усвоение в течение двух минут (как показали психологические исследования машинного обучения), при этом статической графической иллюстрацией или видеороликом снабжать каждый второй кадр.
Однако крупным недостатком асинхронного обучения является довольно быстрая утрата обучаемыми мотивации к самостоятельной работе, выполнению заданий. Если этого нет в культуре обучения, а наоборот, системой образования воспитана традиция прокрастинации, как это имеет место в России, то дело обстоит печально: обучаемые, взявшись было за дистанционный курс, быстро к нему охладевают, и уже на второй-третьей неделе заставить заниматься дистанционно наших школьников и студентов уже трудно. Большинство школьников и студентов демотивированы множеством факторов: от оценочности и урочной структуры обучения, до невостребованности теоретических знаний, которые они получают.
Попыткой преодолеть эту проблему является использование режима видеоконференции, такого как реализован в получившим широкую известность ZOOM.US. Он при приличном качестве избражения не требует специального оборудования и каналов связи.
Видеоконференции ZOOM позволяют заинтересовать участников, наладить взаимодействие с ними, приблизить обучение к обычному, традиционному проводимому в классе. Но обратите внимание: это все имеет смысл, если реальный класс был эффективно работающим детским коллективом, и обучение в нем было высокоэффективным.
Если дети радовались, когда видели друг друга, выполняли задания вместе, и приходили в восторг при появлении педагога. Если класс как коллектив не сложился, если педагог не имеет большого авторитета и одним своим появлением не вызывает радости у обучаемых, то применение видеоконференции бессмысленно.
При применении видеоконференцсвязи учебный центр (школа, вуз) превращается в своего рода телестудию, выполняющую учебное вещание. Нужно разработать стандартное расписание вещание на каждый день, в которое включить общение учащихся, совещание по планированию индивидуальной работы учащихся на день с учетом активностей, которые предлагают педагоги. Причем, не только обязательные, но и дополнительные задания, ориентированные на эмоциональную сферу: физзарядки (шейминг, иогу), занятия вокалом, рисованием. Обязательно, что к каждому учебному блоку должны быть продумана система практической работы, которую учащиеся могли бы выполнить самостоятельно. Важно предоставить возможность выбора, альтернативные активности (т.е. вести параллельно два-три канала учебного вещания). В конце дня необходимо проводить конференцию по подведению итогов, рефлексии обучения за день.
Учитель обязательно использует невербальные приемы воздействия на обучаемых (жесты, мимику, движение, выражение лица, интонации и повторы в речи), которые позволяют ему воздействовать на эмоциональный интеллект обучаемых и делать обучение успешным, а обучаемых — мотивированными. Однако, использование средств интернет-обучения сильно «обрезает» эту невербальность и возможности эмоционального воздействия педагога на обучаемого.
В итоге нагрузка на педагога сильно возрастает в условиях электронного обучения, требований к нему больше и они более жесткие.
Трудоемкость дистанционного обучения много выше, чем обычного, а результаты — более скромные, если применять те жу средства оценки результатов, что и при традиционном обучении.
Поэтому дистанционное обучение оказывается дороже и сложнее, чем традиционное, а его результаты — хуже. Дистанционное обучение не в состоянии вытеснить традиционное, очное обучение, в силу своей ограниченности, и может применяться лишь как кратковременная замена традиционного обучения, в условиях, когда нельзя учить очно.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться