Сообщество практики, блокчейн в образовании, кванты опыта и капитал доверия, 3 процента инноваторов, новая технология повышения квалификации педагогов, обо всем этом рассказал руководитель программы «Маршрут в будущее», кандидат философских наук, педагог Борис Ярмахов.
Воспроизведение знакомой практики
Когда я пришел в школу и начал там преподавать, я поймал себя на мысли, что при принятии конкретных педагогических решений в самых разных ситуациях я ориентируюсь не на теорию и методику преподавания дисциплин, а на свои воспоминания о том, как вели себя в аналогичных ситуациях мои учителя. Я сначала думал, что это у меня какая-то особенность, а потом оказалось, что это базовая схема того, как очень многие учителя принимают решения.
Мы воспроизводим сценарии, которым мы научились у наших собственных преподавателей.
В каком-то смысле это объясняет, почему у нас вся система образования такая инертная, сопротивляющаяся изменениям.
Сообщество практики
Когда я понял про воспроизводство знакомой практики, я испытал дискомфорт, потому что идея довольно гнетущая: ты всю жизнь будешь просто воспроизводить тот опыт, который у тебя у самого был двадцать, тридцать, сорок лет назад. А потом мне попались работы французского философа Этьена Венгера, в которых он на ряде конкретных кейсов показал, как происходит обучение внутри организации. Например, у него был интересный пример того, как пекари обучаются. Основная мысль - что им без толку читать лекции, рассказывать, как работает новая печь или новая технологическая линия. Нужно найти одного пекаря, который умеет печь хороший хлеб, а всех остальных привести к нему, чтобы они смотрели, как он это делает. Именно такой сценарий он называл сообществом практики. Обучение в организации происходит через механизм сообщества, а не через механизм адаптации знаний.
Это же хорошо, когда у тебя есть наставник, когда есть опытный человек, который может тебе показать, объяснить, причем, не только на словах, но и на практике, показать, что нужно делать в той или иной ситуации. Это очень богатая идея для организации обучения. Но как это формализовать?
Как у нас построена система профессионального развития? Есть, например, институт повышения квалификации учителей – это та инстанция которая может сертифицировать процесс профессионального развития. То есть если я, как учитель, прихожу в этот институт повышения квалификации – я получаю там некую программу профессионального развития, и это есть единственный легальный способ получить какой-то сертификат о том, что я повысил свою квалификацию.
Сообщество практики, с точки зрения повышения квалификации всех членов сообщества, очень эффективно, но в нем отсутствует такие явления, как программа и сертификат.
Если пекарю, о котором я говорил выше, сказать: «Давай, напиши теперь программу обучения, и без нее никому ничего не рассказывай». Он скажет: «Все, я этот процесс прекращаю, мне дальше это не интересно». Как только ему скажут: «Давай теперь будем штамповать сертификаты о том, что ты действительно обучил», он ответит: "Мне это опять не интересно, какие сертификаты?"
И поэтому мне кажется очень важной задача построить такую систему, которая, с одной стороны работала бы по принципу сообщества практики, а с другой - умела бы фиксировать транзакции по передаче опыта.
Блокчейн? Серьезно?
Тема верификации обмена опытом является в нашем поле - профессиональном развитии - наболевшей. И это сейчас особенно интересно в связи с появлением и бурным развитием технологий, построенных на механизмах блокчейна. Ведь на чем построена идея блокчейна – на системе доверия.
В существующей же системе повышения квалификации учителей доверие сведено к минимуму. Во-первых, за учителя решается, когда именно и какое повышение квалификации должно произойти в его жизни, а во-вторых, есть всего несколько структур, которые имеют право визировать транзакции по передаче опыта путем выдачи удостоверения или сертификата.
Мы же предлагаем другую схему - есть сеть людей, обладающих квантами какого-то опыта, знания, и готовых этим делиться, есть платформа, которая позволит эти кванты упаковывать в формат, готовый к передаче.
А дальше начинает работать система обратной связи – если у меня есть некий квант опыта, которым я могу делиться, я могу вступать в отношения с другими людьми и делиться этим квантом своего опыта. Причем система работает так, что эта процедура может масштабироваться. Я могу поделиться с одним человеком, могу с десятью, а могу вообще построить такой курс, когда мой квант опыта будет расходиться по тысячам людей.
И нам не нужна никакая инстанция более высокого уровня для того, чтобы визировать эти акты передачи опыта.
Квант опыта на квант доверия
Во всем, что касается передачи опыта и знания, есть очень важное понятие – доверие. У каждого члена сообщества есть некоторый минимальный капитал доверия, назовем его так, которым он может «расплачиваться» за полученные кванты опыта. Чем больше квантов доверия получил человек, делящийся своим опытом, своими знаниями, тем больше новых людей, заинтересованных в его опыте и в его знаниях, к нему придет.
Казалось бы, какая польза учителям от этой системы, если в ней нельзя получить документ, удостоверяющий факт повышения квалификации? А польза большая.
Технологическая платформа позволяет легко и быстро найти те знания, тот опыт, те умения, которые тебе нужны для решения твоих педагогических задач. Допустим, в городе Ростов-на-Дону живет учитель, который очень хорошо умеет делать интерактивные веб-квесты, а у меня в школе такого учителя просто нет. А мне надо этому научиться, потому что есть идеи, которые я могу реализовать только с помощью веб-квестов. Если бы я просто пытался всех обзванивать, давать объявления, искать в интернете, я б его никогда не нашел. А технологическая платформа, о которой я говорю, позволит найти этого учителя в считанные минуты.
Три процента инноваторов
Согласно теории Эверета Роджерса, описывающей структуру распространения инноваций, в каждой профессии есть примерно три процента людей (среди российских учителей это 30 000 человек примерно), которые занимаются инновациями, придумывают что-то новое вне зависимости от обстоятельств. Для среднестатистической школы это примерно один человек на коллектив. В реальной практике школьной жизни это «белая ворона» , которая делает что-то свое, хотя мало кто понимает и пытается понять, что именно.
Следующая группа (это примерно три - четыре человека на школу) – это люди, которые относятся к «белой вороне» с симпатией и готовы делать то же, что делает он, не потому что они понимают, зачем, а потому что им просто хочется ему как-то помочь.
Большая группа, примерно тридцать процентов всего и, соответственно, примерно пятнадцать - двадцать учителей на школу – это так называемое «раннее большинство», которых интересуют не инновации, а оценка инноватора со стороны окружения. Если они видят, что его все гнобят и долбят, то они от него отворачиваются. А если они видят, что ему дают премию, что его хвалят – они начинают присматриваться, а не можем ли мы делать что-то такое, что бы нас тоже начинали хвалить?
Еще одна большая группа, тоже тридцать процентов – это «позднее большнство». Это те люди, которые тоже бы хотели что-то получить, если они видят, что от инноваций есть выгода, однако они, в отличие от раннего большинства, не успевают.
То есть главный вопрос состоит в том, как общество воспринимает инноватора и какие формальные знаки этого принятия или непринятия он получает со стороны, ну, скажем, администрации.
Если в какой-то момент руководство школы, города, региона, страны начнет приветствовать инноваторство, поддерживать инноваторов, то тут же соберется огромная толпа учителей, которые захотят тоже развиваться в этом направлении и будут заинтересованы в получении квантов опыта и знаний от тех самых 30 000 инноваторов, которые есть на данный момент. И система, о которой я говорю, предоставит такую возможность.
«Маршрут в будущее»
Национальное общество технологий в образовании (НОТО) при поддержке «Рыбаков Фонда» запустило программу профессионального развития в области современных цифровых технологий для учителей «Маршрут в будущее».
Идея программы «Маршрут в будущее» состоит в том, что мы находим практикующих учителей-инноваторов и людей системы повышения квалификации, у которых есть кванты информации и опыта. И мы строим платформу, на которой они могут напрямую обучать тех учителей, которым это интересно.
Мы не хотим устраивать такую большую пирамиду, а предпочитаем идти вширь. То есть распространять программу на большинство регионов, на разные предметные группы учителей и на самую разную тематику, от вопросов безопасности до вопросов учебной аналитики, учебного дизайна.
Сейчас семь тысяч человек у нас учатся на программе, я думаю, что будет еще больше. На мой взгляд, у программ обмена опытом для профессионального развития взрослых - огромное будущее. Информационная эпоха, в которой мы начинаем жить, требует постоянной готовности к освоению нового, новых платформ освоения новых компетенций у взрослых людей. И для меня, и для моих коллег очень важно сделать шаг в этом направлении. И таким пробным шагом стала для нас – двухмесячная программа “Маршрут в будущее”.
К слову, присоединиться к ней можно в любой момент, вплоть до последних чисел ноября.