С СанПиНом всё спокойно: как сочетать новые санитарные правила и цифровое образование

Новые санитарные правила, нанесшие удар по использованию мобильных телефонов на уроке и строго регламентирующие экранное время, у многих вызвали опасения, насколько теперь комфортно и удобно будет работать «в цифре». Но у страха глаза велики, ведь на самом деле новые правила не встают на пути у технологий, а показывают, как использовать их максимально продуктивно и безопасно. О том, как это происходит, рассказываем на примере образовательной платформы «ЯКласс».

Автоматический тайм-менеджмент

Новые правила строго регламентируют общую продолжительность и время непрерывного использования электронных средств обучения в течение занятия. Первая, например, у детей 5-7 лет равняется 20 минутам, а последняя всего 5-7. Для учащихся 5-9 классов это 30 и 15 минут соответственно. Не всегда можно точно выдержать этот тайминг, но тут на помощь приходят сами технологии, которые любезно помогут ограничить свое взаимодействие с учениками. Так, например, в «ЯКласс» учитель может создать проверочную работу и задать строгое время её выполнения. Если предполагается, что учащиеся, пусть это гипотетически будут девятиклассники, будут параллельно что-то фиксировать в тетради (расчёты и проч.), то можно задать время выполнения 10 мин, и дольше неотрывно смотреть на экран детям не будет смысла — проверочная автоматически завершится.

Использовать наушники больше одного часа (от чего предостерегает СанПиН) с «ЯКласс» тоже не придётся: видео- и аудиоконтент, размещённый в системе, рассчитан на удобство восприятия и усвоения информации, а потому объёмные темы разделены на небольшие фрагменты, чтобы не перегружать и не утомлять внимание.

Выдавать проверочные работы могут учителя со статусом Я+. Если вы ещё не подключили Подписку, воспользуйтесь бесплатной апробацией (доступна зарегистрированным пользователям с подтверждённым статусом «Учитель») и протестируйте все возможности ресурса. 

Один на всех

Запрет на одновременное использование более двух различных ЭСО тоже не станет помехой, если учитель использует в работе электронную образовательную платформу. Задание, которое классу необходимо выполнить, учитель может со своего ноутбука вывести в режиме презентации на экран, и один из учеников будет решать его у доски, а остальные — в тетрадях. Когда задание будет выполнено, учитель под диктовку школьника внесёт в систему правильный ответ, и его можно будет проверить всем классом.

Демонстрация экрана учительского ноутбука снимет и трудности, связанные с запретом использования телефонов во время урока: вместо своих гаджетов ученики будут смотреть на доску.

ЕГЭ на бегу

Согласно новым правилам проведения ГИА, выпускники, которые планируют поступать в вуз, для получения аттестата должны сдать только один обязательный предмет — русский язык. Многим это позволит сэкономить время на подготовку к экзаменам по другим предметам, а время на тренировку и прорешивание вариантов по-прежнему поможет сэкономить мобильное обучение.
И хотя использование смартфонов на уроке запрещено, никто не ограничивает работу с ними вне школы. В том и удобства мобильной версии, что выполнять задания можно в любое удобное время в любом удобном месте: в автобусе, в очереди в поликлинику, дома на диване. Если для проверочных или домашних работ требуется большая концентрация, то готовиться к тестовой части ЕГЭ по русскому языку можно и на тренажёре по дороге из школы домой. Теперь облегчить подготовку к экзамену таким образом могут и девятиклассники: к началу второго полугодия редакция «ЯКласс» разработала тренажёр и по новым стандартам ОГЭ.

Всё под контролем

Если родители захотят проверить, сколько времени ребенок проводит у экрана в учебных целях, и не идёт ли ему это время во вред, то в «ЯКласс» они могут сделать это в разделе «Мои дети». Там отображается время, потраченное на выполнение заданий, и можно оценить, насколько много времени ученик проводит в системе.

Подробнее о том, как пригласить родителей на «ЯКласс» — здесь

Время «цифры»

В завершение краткого обзора нужно сказать, что, несмотря на взволновавшие всех санитарные ограничения, сейчас наступает самое благодатное время для признания, использования и развития цифровых технологий в образовании. Опыт пандемии показал, при всех сложностях, силу и потенциал электронного обучения, и с 1 января 2021 года оно легитимизировало на государственном уровне: согласно приказу Минпросвещения «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам», дистанционные образовательные технологии и электронное обучение могут использоваться в реализации общеобразовательных программ. А при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, реализация образовательных программ может осуществляться с применением электронного и дистанционного обучения вне зависимости от ограничений ФГОС. 

В период пандемии ЯКласс стал одним из самых востребованных ресурсов — уже в апреле в системе было зарегистрировано 50 процентов российских школьников, а максимальная нагрузка на сервер составляла 100 процентов. Система аварийного перехода на дистант успешно выстроена, и теперь впереди — творческая задача сочетания классических и цифровых образовательных практик в пост-ковидном контексте.

Партнерский материал

Технологии Советы юриста Онлайн обучение